"Avto-FAN"
контроль температуры двигателя автомобиля.

Перед повторением обязательно прочитать здесь.

Устройство предназначено для измерения температуры двигателя автомобиля, и управления охлаждающим вентилятором.
Непосредственно схема устройства изображена ниже.

AvtoFAN Base
Посмотреть (скачать)
1377x1163


В зависимости от "обвески" возможны различные конечные исполнения.




Doc 1.0 (6.09.2009).


AvtoFAN
Посмотреть (скачать)
1600x1200



Устройство производит измерение температуры двигателя при помощи широко распространённого датчика температуры DS18B20 (DS1820, DS18S20), и отображает это значение на двухразрядном индикаторе, с гашением незначащего нуля, в старшем разряде. Если четыре замера подряд будут равны, или больше 94 градусов C, на выходе управления включением вентилятора появится высокий логический уровень (включение). Если температура будет и дальше повышаться, и достигнет 97 градусов C (в течение четырёх замеров подряд), помимо этого включится звуковой сигнал "SOS", а показания начнут мигать. Низкий логический уровень (выключение) на выходе управления включением вентилятора появится только после того, как температура (четыре замера подряд) опустится до 90 градусов C. Таким образом, достигается гистерезис включения-выключения вентилятора.
Кроме того, после подачи высокого логического уровня (включения) на выход управления включением вентилятора, процедура измерения температуры блокируется, и данный уровень принудительно удерживается в течение примерно 32 секунд, после чего устройство переходит в нормальный режим работы, до следующего включения вентилятора. Это сделано с целью избежать влияния переходных процессов, при включении вентилятора, на работу устройства.

Поскольку разрядов два, старшая единица в числах, начиная со 100, отображаться не будет (на управление вентилятором это не влияет). Отображение числа "0" и числа "100" будут отличаться тем, что в первом случае, будет происходить гашение незначащего нуля, и на индикаторе будет отображаться "0", а во втором гашения не будет, и индикатор покажет "00". Соответственно, визуальной разницы между показаниями чисел "10" и "110" не будет. Такая ситуация является практически нереальной (поскольку данная температура является аварийной для двигателя), однако даже в этом случае, отличить их можно. При температуре "110" будет звучать звуковой сигнал, а индикация будет мигать.

AvtoFAN Doc 1.0
Посмотреть (скачать)
1551x1276


Pin Description
1 +12V, и к обмотке реле включения вентилятора
2 Корпус
3 "Плюсовой" вывод венилятора
4 "Минусовой" вывод вентилятора
5 Обмотка реле включения вентилятора
6 "Зажигание"



Устройство также контролирует состояние зажигания. Когда зажигание включено, индикация горит постоянно. При выключенном зажигании, если температура не превышает 84 градусов C, индикация выключается. Кроме того, выключается опрос датчика температуры и опрос клавиатуры. Включаются они только после включения зажигания. Таким образом, экономится ресурс аккумулятора, при длительной стоянке.
Яркость свечения индикатора можно регулировать двумя кнопками. Градаций яркости - 11. Яркость соседних отличается вдвое. При удержании кнопки, включается режим автоповтора нажатия.
Примечание: Первоначально градаций было 255, но, поскольку, соседние были визуально неотличимы, алгоритм переделан.

О неисправности говорят следующие сообщения:
Ind. Description Defection
no Датчик не выдал ответа на инициализацию Отсутствие датчика (обрыв шлейфа), неисправность датчика
cr Неправильная контрольная сумма Неисправность датчика, неисправность шлейфа/ контактов, сильные помехи
oh Датчиком превышено допустимое время преобразования температуры в код Неисправность датчика, неисправность шлейфа/контактов, сильные помехи



При возникновении любой из в/у неисправностей, устройство переходит в аварийный режим работы:
  1. Опрос датчика выключается;
  2. В течение примерно тридцати секунд звучит звуковой сигнал "Похоронный марш" (индикация при этом мигает);
  3. На выход управления включением вентилятора подаётся высокий логический уровень (включение).
    Включение вентилятора и наличие индикации зависит от состояния зажигания. При включённом, они есть (вне зависимости от температуры), а при выключенном отсутствуют.
Примечание: Поскольку, при низкой температуре, и выключенном зажигании, выключается не только индикация, но и опрос датчика, то в это время, при возникновении неисправности, сигнал не будет подан. Он появится только после включения зажигания.

Перед устранением неисправности, устройство необходимо выключить, а после устранения включить.
В любом случае, при появлении в/у сообщений, рекомендуется сперва проделать данную процедуру (выключение-включение).
Начиная с версии 0.3.0, при отработке ошибки "cr" (с версии 0.3.1, и при отработки ошибки "oh"), после окончания звучания сигнала, устройство не самоблокируется, а происходит новая попытка чтения температуры. Самоблокировка будет, только если происходит подряд шесть таких ошибок, или возникает ошибка "no".

PCB

Версия для печати (661x758)
Оригинал (в формате Abacom, Sprint-LayOut 4.0)



Настоятельно рекомендуется заменить индикаторы АЛС324 на что-нибудь более современное и яркое.



Прошивки
Ver Flash
0.2.1 *.hex
0.3.2 *.hex
0.3.2 (for 1820 & 18s20) *.hex








Датчик и помехи.


В авторском варианте, в/у DS18B20 помещён в корпус от штатного датчика для а/м ВАЗ "М-106".
Датчик "М-106"
Посмотреть (скачать)
1600x1200
Устройство датчика "М-106"
Посмотреть (скачать)
1600x1200
Корпус от датчика "М-106"
Посмотреть (скачать)
1600x1200

Внутренности вынимаются (как видно на снимке, совсем аккуратно вынуть не удалось, и прижимная пружина была повреждена), а на их место устанавливается DS18B20, предварительно подготовленный. Для этого, первым делом к датчику припаивается сигнальный кабель. Затем, на датчик наматывается узкая лента металлической фольги до тех пор, пока диаметр не станет достаточным для того, чтоб на нём держался колпачок от пружины штатного датчика. Затем на выводы датчика надевают картонную шайбу, которая предназначена для того, что бы наполнитель (см. далее) не попадал на датчик (в принципе, если наполнитель будет довольно густой консистенции, можно обойтись и без шайбы), и изоляционную прокладку (также от старого датчика).

Подготовленный датчик "DS18B20"
Посмотреть (скачать)
1600x1200



После этого оставшееся пространство в корпусе датчика заливают жаростойким затвердевающим наполнителем (в авторском варианте использовался цемент для выхлопных труб), в несколько этапов, с просушкой слоёв.

Наполнитель
Посмотреть (скачать)
1600x1200



Для придания конструкции жёсткости, перед последним слоем, в корпус вкладывают пару стальных стержней (например, гвоздей с откусанными шляпками).
"Рёбра жёсткости"
Посмотреть (скачать)
1600x1200
Новый датчик в сборе
Посмотреть (скачать)
1600x1200
Установленный датчик с заэкранированным кабелем
Посмотреть (скачать)
1600x1200

Сигнальный кабель экранируется, в месте подключения к шине на него надевается ферритовый фильтр (как на кабеле USB), а непосредственно у блока управления, в разрыв проводов шины (питания и общего) впаяны дроссели типа ДМ-0,4 по 125мкГн. Однако, в связи с тем, что датчик находится в непосредственной близости от запальной свечи, эти меры практически ничего не дают. Помехи оказываются такой силы, что МК постоянно находится в состоянии сброса. Избавиться от этого явления удалось только "правильной" прокладкой сигнального кабеля.

Прокладка сигнального кабеля датчика
Посмотреть (скачать)
1200x1600



Как показали эксперименты, устройство великолепно функционирует, пока датчик находится хотя бы на небольшом удалении от высоковольтных проводов системы зажигания. Поэтому, возможно, имеет смысл подумать о другом месте установки. Например, просто прижать его к корпусу двигателя. Однако, при таком способе, необходимо учитывать, что датчик будет загрязняться, и его показания будут неточными.




Обсудить на форуме "Pro-radio"






НаписАть отзыв E-mail            Other electronics  Другая электроника

Home
На главную



счётчик посещений

цифровой датчик температуры двигателя автомобиля электронное управление системой охлаждения двигателя автомобиля цифровой контроль охлаждающей жидкости двигателя автомобиля замена штатного датчика включения вентилятора охлаждения на автомобиле переделка штатного датчика включения вентилятора охлаждения на автомобиле тюнинговый тюненговый датчик температуры двигателя автомобиля использование микроконтроллера для управления охлаждением двигателя автомобиля применение микроконтроллера для управления охлаждением двигателя автомобиля неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости на автомобиле установка дополнительного датчика температуры на автомобиле использование цифрового датчика температуры на автомобиле


Copyright © 2009-2012 by Dmitry Dubrovenko.