Драм-машина "ЛЕЛЬ ПСР" (доработка).
Перед повторением обязательно прочитать здесь.



LEL PSR




Присказка.

Дело было очень давно, поэтому словосочетания "насколько я помню", "скорее всего", "кажется", и т.п., опускаются, ибо иначе, объём текста увеличится вдвое. Также не рекомендуется повторять данные переделки людям, которые вообще не понимают, как это всё работает. Информация восстанавливалась частично по старым записям, частично по памяти, и кое-какие ошибки могли вкрасться.




Пролог.

Данное "чудо кооперативного аппаратостроения" было приобретено в далёком 1991-м году, и довольно быстро "достало" своим тупизмом. Мало того, что, как водилось во многих отечественных аппаратах, пёр приличный фон, а MIDI присутствовало только в виде надписи на "пустой" кнопке, так ещё было совершенно невозможно набивать паттерны вживую, а уж тем более подыгрывать, при воспроизведении, в виду особой "упрямости" клавиатуры. В связи с этим, было принято решение приспособить его ("Лель"), для игры палочками на выносных пэдах, о чём будет поведано ниже.
А ещё, была проблема с сохранением в памяти. Судя по неоднократному упоминанию в форумах, это был серийный дефект. Заключался он в ошибке, при компоновке печатных плат, в результате чего, при сборке изделия, разъём, соединявший платы, коротил питание батареек.

Connector PCB Analog and Digital

Вылечилось перепайкой разъёма в соседний ряд отверстий.




Конвертер.

Поскольку клавиатура аппарата представляет собой матрицу 10 столбцов (column) x 3 строки (row), то были использованы "электронные кнопки" на микросхемах к561кт3. Управлялись они импульсами длительностью ~50ms от одновибраторов, на элементах микросхем логики к561ла7, запускаемых положительным перепадом входного сигнала.

Converter for "LEL PSR". Schematic

Посмотреть (скачать)
1433x1394


Кроме того, одновибраторы для "Хэт" и "ХэтО" имели дополнительные входы управления, которые могли блокировать работу этих одновибраторов. Сигналы управления поступали с ещё одного модуля на микросхеме к561ла7, который управлялся ножной педалью. Таким образом, появлялась возможность играть на одном пэде, а педалью "открывать-закрывать" Hi-Hat. При помощи дополнительной кнопки можно было включить-отключить работу данного модуля.

Для подключения конвертера к аппарату, в последний, сбоку врезался разъём типа РШ2Н.

Connector

Пэды изготавливались из "дюралюминия" толщиной 1,5мм, в виде квадратной коробочки 150x150мм и высотой 40мм. Нижняя грань была съёмной. Сперва внутрь, под верхнюю грань, клался датчик (ЗП-22), с припаянным экранированным соединительным кабелем (выводился наружу в стыке боковых граней). Затем внутреннее пространство заполнялось поролоном, и закрывалась крышка. Снаружи, на верхнюю грань, наклеивался кусок упругой резины толщиной 10мм. Датчик желательно сфазировать так, что б при ударе по пэду, первая полуволна была положительной.
Педаль изготовлялась из того же материала, из двух половинок, с микровыключателем внутри.

Печатная плата рассчитана на установку разъёмов RCA (колокольчик). Предусмотрено подключение светодиодного индикатора наличия питания (светодиод устанавливается на лицевой панели, и соединяется с платой монтажным проводом).


Печатная плата (в формате Abacom, Sprint-LayOut 4.0)





Разделение инструментов.

Для возможности подключать каждый инструмент к отдельному каналу микшера, на другом боку аппарата устанавливался разъём, аналогичный в/у, на который, через последовательные сопротивления по 10k, и выводились сигнальные линии всех имитаторов.

PCB Analog and Power Top
Посмотреть (скачать)
2288x1712


Внизу видна "линейка" имитаторов. Они располагаются в следующем порядке:

  • Том1 (Tom1)
  • Том3 (Tom3)
  • Снэр (Snare)
  • Том2 (Tom2)
  • Бас (Bass)
  • Бонго (Bongo)
  • Гонг (Ctw)
  • Клап (Claps)
  • Каубел (Cowbell)
  • Хэт О (HH Open)
  • Хэт (HH Closed)
  • Рим (Rim)

С каждого имитатора сигнал, через два резистора, подаётся на две сборные линии, которые, в свою очередь, заканчиваются двумя согласующими каскадами, левого и правого каналов.

Imitators

От величины в/у резисторов зависит громкость звучания, в том, или ином канале.




Эпилог.
Как выяснилось, воспринимать дробь аппарат всё равно не в состоянии. Причина в программном обеспечении.
Короче говоря, всё это надоело, и данный "кошмарик" был продан со всеми "прибабахами", а взамен приобретён "Alesis HR-16", с которым, как оказалось, можно тоже много чего делать. Но это – совсем другая история.




P.S.:
Сейчас в/у доработку, скорее всего, можно реализовать на одной микросхеме, и вдобавок задействовать MIDI, в связи с чем, всё должно уместиться непосредственно в корпусе девайса.
Поэтому все, кто хочет немного попаять, обращайтесь. Расскажу, как это можно сделать.









"ЛЕЛЬ ПСР" возвращается
(римейк культового эротического триллера)


Напомню, что предыдущая серия закончилась тем, что я очень самонадеянно пообещал мидировать эту помесь калькулятора и швейной машинки по себестоимости.
Ну, в общем, так мне и надо!

Для начала, отданный пациент, оказался не совсем исправен.
Сгорела микросхема дешифратора дисплея.

Display Decoder



Затем, памятуя, что, судя по сообщениям в Инете, вандалы почему-то очень любили блоки питания, перерисовал схему и ПП данного блока, в который кем-то (здесь и далее, этот "кто-то" может быть как сторонний радиолюбитель, так и сами изготовители, поскольку девайс так "перепахан" ещё на заводе, что разобрать это невозможно) внесены некоторые изменения:

PCB Power Top
Посмотреть (скачать)
2288x1712




Power for "LEL PSR". Schematic

Посмотреть (скачать)
2362x1122


Печатная плата (в формате Abacom, Sprint-LayOut 4.0)





Глядим далее.

MIDI Connectors

Видим, что лелевцы, почему-то, установили на MIDI-IN металлический разъём, чего делать крайне не рекомендуется, а кто-то уже приспособил гнездо MIDI-OUT под выход на головные телефоны. Меняем гнездо на пластик, а телефоны отключаем.
Кстати, неоднократно доводилось слышать вопрос. Так вот: выход на головные телефоны у кошмарика монофонический. Таким образом, при их подключении, играть должно только одно "ухо".

Огромную помощь оказал Eduards Cipots (aka Edward), который умудрился выпаять все ПЗУ и слить с них дампы, а также изучил структуру построения аппарата.
Всё это выложено у него на сайте.
Могу только добавить, что счётчики для банков сэмплов выполнены на микросхемах к561ие10.

Counter for Bank A&B

Счёт происходит по отрицательным перепадам на входах #EC.
Входы C используются для остановки счёта, и соединены с разрядом, следующим за максимальным разрядом данного счётчика.
Распределение по банкам следующее:

Counters on Banks
Посмотреть (скачать)
2288x1712


Линии шин адреса и данных счётчиков и ПЗУ не соответствуют, поэтому, просто взять и запихнуть дамп в какой-нибудь Саунд-Форж, с целью получения звуковых сэмплов, не получится. Необходимо предварительно дамп "расшифровать". Например, с помощью программы "DeNode".


Начинаем разбираться с опросом клавиатуры.
Она представляет матрицу 10x3.

"LEL PSR". Keyboard. Schematic

Посмотреть (скачать)
2362x1122



Первые же осциллограммы повергают в шок.

Keyboard. Oscillogram.
Посмотреть (скачать)
1223x429


Надо в этом хаосе найти какой-то порядок, ибо из проведённых опытов следует, что опрос происходит буквально сразу же за выставлением строба, и на всё про всё имеется буквально пара микросекунд, что, при обещанном "недорогом MCU", составляет всего пару МЦ. В такой ситуации, необходимо заранее прогнозировать состояние линий.
Другая проблема данного девайса то, что он не является устройством реального времени (Real Time). Это означает, что все процессы, включая звукообразование, засинхронизированы от тактового сигнала, который составляет 1/16 ноты. Этот (и другие) сигнал формирует таймер кр580ви53.
Синхронизация происходит по положительному фронту.

Synhro & Sound


Его (сигнал), а также сигналы управления микросхемами ОЗУ и ПЗУ можно использовать для работы с МИДИ-командами группы "Real Time".

"LEL PSR". RAM & ROM. Schematic

Посмотреть (скачать)
2421x1364


Кстати, обратите внимание на узел формирования питания для ПЗУ. Для всех аналогичных микросхем, в данном девайсе, питание формируется именно таким образом. Вероятно, это – попытка снизить общее энергопотребление.

Дальнейшее повествование опускается, ибо, по новому закону, его нельзя рассказывать лицам моложе двухсот пятидесяти одного года.
Переходим сразу к финалу.


Получился следующий блочок:

Counters on Banks
Посмотреть (скачать)
2288x1712




"LEL PSR". MIDI. Schematic

Посмотреть (скачать)
2218x1187



Печатная плата (в формате Abacom, Sprint-LayOut 4.0)



Со следующими характеристиками:

Function Transmitted Recognized Remarks
CHANNEL Default
  Changed
10
1-16
10
1-16
EEPROM
NOTE NUMBER 00-127 00-127 EEPROM
SYSTEM Clock
REAL TIME Messages
O (Master Mode)
O (Master Mode)
O (Slave Mode)
O (Slave Mode)
 
"Running Status" Mode Support O:  Yes
  X:   No




Работа осуществляется в трёх режимах: OFF, Master и Slave.

OFF - МИДИ-команды группы Real Time не передаются.
Внешние команды игнорируются, но на выход транслируются.
MASTER - МИДИ-команды группы Real Time передаются от аппарата на выход.
Внешние команды игнорируются, и на выход не транслируются.
SLAVE - Аппарат может управляться внешними МИДИ-командами группы Real Time, которые транслируются на выход.
Из аппарата команды не передаются.


Для смены режима необходимо выключить аппарат, а затем включить, удерживая следующие клавиши:

MASTER - Cowbell (Каубел)
SLAVE - Bass (Бас)
OFF - Cowbell (Каубел) + Bass (Бас)


Для того, что бы выбранный режим стал режимом "по умолчанию", необходимо, при в/у операции дополнительно удерживать клавишу Rim (Рим).


Также, для каждого режима, можно включить-выключить приём-передачу миди-нот.
Для этого надо повторить в/у последовательность действий (или, если хватает пальцев, проводить одновременно), удерживая следующие клавиши:

Включить приём - HH Open (Хэт О)
Выключить приём - HH Closed (Хэт)
Включить передачу - Ctw (Гонг)
Выключить передачу - Tom 1 (Том 1)




Ну, и напоследок несколько фото кошмарика:

PCB Digital
Посмотреть (скачать)
2288x1712
Display
Посмотреть (скачать)
2288x1712
RAM
Посмотреть (скачать)
2288x1712
MCU Module
Посмотреть (скачать)
2288x1712
MCU
Посмотреть (скачать)
2288x1712






"ЛЕЛЬ ДР-8" ("LEL DR-8")


Наконец-то довелось познакомиться с младшим братом в/у девайса.
Достался мне экземпляр за номером 00215, произведённый в мае 1994 года, по адресу 107066, Москва, ул. Красносельская, д.35, на предприятии “Лель”, и налаженный неким г-ном Буцыкиным.
Честно говоря, глубоко в подробности не вдавался.
Элементная база уже на уровень выше, но заметного скачка в качестве звука не заметил.
По МИДИ работает нормально. Можно даже в реал-тайме набивать несложные паттерны.
Функционал хуже, чем у старшего брата, поскольку сэкономили на индикаторах (всего четыре разряда).
Ну, и в разделе "Видео", выложил краткий обзор.









Обсудить на форуме

Обсудить на форуме "Музей советских синтезаторов"









НаписАть отзыв E-mail            Other electronics  Другая электроника

Home
На главную



счётчик посещений

драм-машина лель пср ритм-бокс лель пср drum-machine lel psr drummachine lel psr доработка лель пср дополнительный модуль для лель пср усовершенствование лель пср подключение внешних пэдов к лель пср ремонт лель пср не работает лель пср электронный ударник лель пср мидирование лель пср midi lel psr


Copyright © 2012-2016 by Dmitry Dubrovenko.